Создание "Фауста"


Создание "Фауста"


Сюжет о Фаусте Гете разработал основательно. Хотя драма не была завершена, ранний «Фауст», или, как его принято называть, «Пра-Фауст», подобен почти законченной скульптуре, лишь кое-где еще не обработанной резцом художника до конца. Но еще до того, как Гете завершил «Фауста», в его жизни и творческом сознании произошла резкая перемена. Он с горестью убедился в том, что никакие социальные перемены в Германии невозможны, но поняв, что бунт бессмыслен, Гете подружился с герцогом Саксен-Веймарским и переехал в городок Веймар. Его назначили министром маленького германского государства. Десять лет занимался Гете делами герцогства, уделяя мало внимания литературному творчеству. Однако не завершенного «Фауста» Гете не забыл. Но работать над продолжением «Фауста» в условиях Веймарского двора он еще не мог. Поэт все больше задыхался в атмосфере такой жизни и предпринял новый шаг: тайком от всех, он уехал в Италию. Два года (1786-1788) прожил Гете в Италии. Он захватил с собой целый сундук рукописей незавершенных произведений. В Италии он закончил трагедии «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо». Также он вернулся к «Фаусту». Кое- что его в старом тексте его не удовлетворяло, и он переписал некоторые сцены, не меняя главного смысла... Вместе с этим он написал немало новых страниц, которые восполнили пробелы в развитии сюжета. Но в целом «Фауст» опять остался незаконченным. Прошло еще несколько лет, прежде чем он вернулся к «Фаусту». Это произошло после еще одного знаменательного события в его творческой жизни. В 1794 году поэт сблизился с другим великим поэтом Германии – Фридрихом Шиллером (1759 – 1805). То был беспримерный случай дружбы двух поэтических гениев. Человечество обязано Шиллеру тем, что Гете завершил первую часть трагедии. Именно в годы общения с Шиллером, поэтом-мыслителем, замысел «Фауста» обрел тот всеобъемлющий философский характер, который так высоко поднял это творение над остальными созданиями Гете, да и над всей немецкой литературой. В годы общения с Шиллером Гете написал три вводных части «Фауста» - стихотворное «Посвящение», «Театральное вступление» (другом переводе «Пролог в театре») и «Пролог на небе». Первая часть «Фауста» вышла в свет в 1808 году в 12-м томе собрания сочинений поэта. Гете и в самом деле уже приступил к работе над второй часть. Он составил ее план и уде в 1800 году написал один из главных актов намеченного продолжения. Однако другие творческие интересы опять отвлекли его. С 1825 года начинается последний период создания «Фауста», длившийся семь лет. В эти годы Гете сам определил для себя, что «Фауст» для него является «главным делом». Вторая часть была закончена в 1831 году и появилась в печати лишь после смерти поэта в 1833 году. На протяжении всего этого времени Гете работал над «Фаустом». Не все эти годы были заняты «Фаустом». Гете написал за многие года своей творческой деятельности десятки больших произведений, занимался своими многочисленными делами. Но «Фауст» всегда был с ним. Он то брался за работу, то бросал ее, и все же раньше или позже возвращался к своему произведению.

Hosted by uCoz