Главные герои


Фауст


Фауст Генрих – выдающийся ученый XVI века, доктор, закончивший все четыре факультета университетов эпохи средневековья – богословский, философский, юридический и медицинский. Впервые имя Фауста звучит в споре Бога с Мефистофелем о человеке и границах человеческого духа. Мефистофель принижает человека до уровня насекомого, уподобляет человеческую природу скотской. Господь не уверен в благости смутных стремлений и беспокойных исканий, которые непременно выведут человека из мрака на путь истины. Ставкой в этом споре избран Фауст – личность неординарная и беспокойная. В миг величайшего разочарования Фауста в его кабинет входит Вагнер, его ученик. В день «праздничного ликования» толпы людей устремились за ворота в поисках развлечений. Среди гуляющих - Фауст и Вагнер. В конце прогулки за Фаустом и Вагнером увязался черный пудель. Просветленным возвращается Фауст с прогулки. Он садится за перевод «Евангелия от Иоанна». Между тем с пуделем, пробравшимся в комнату Фауста, происходят метаморфозы. Фауст поняв, что привел к себе «нечисть», произносит заклинание, в результате чего пудель оборачивается Мефистофелем. Мефистофель не может покинуть комнату Фауста – он оказывается, заперт в начертанной Фаустом пентаграмме. Заинтригованный Фауст не желает освободить Мефистофеля, поэтому с помощью духов Мефистофель усыпляет Фауста и выбирается на свободу. Когда Фауст просыпается, Мефистофель предлагает ему свои услуги, обещая то, «чего не видел свет». Но у Фауста те низменные удовольствия, которые может предложить дьявол, вызывают лишь презрительную усмешку. Вместе с тем Фауст увлекается возможностью с помощью Мефистофеля познать мир во всей его полноте. Чувство к Маргарите полно у Фауста благоговения и восхищения перед ангельской чистотой девушки. Он верит, что его любовь к девушке будет вечной. Но сомнения вновь возвращаются к Фаусту. Он удаляется в ленную пещеру, где в одиночестве пытается постигнуть суть происходящего в его душе, стремится «внутрь себя взглянуть, как в книгу». Перед Фаустом – «анахоретом» возникает Мефистофель. Он напоминает, что о Фаусте тоскует покинутая им Гретхен. Проклиная «сводника», «искусителя окаянного», Фауст просит не пробуждать в нем уснувшего «чувственного урагана». Но цель Мефистофеля достигнута – Фауст опять полон мыслей о Маргарите. Душа Фауста полна «мрака». В его чувствах к Гретхен остается мало места возвышенному. «Грех» Маргариты уже не скрыть от соседей (она подсыпала «снотворное» матери, чтобы она не мешала ей устроить свидание с Фаустом, в своей спальне, но оказалось, что это был яд). Фауст вынужден бежать из города от правосудия, ведь именно он дал ей этот яд (хотя он не знал этого, так как Мефистофель подменил снотворное на яд), и Гретхен остается одна со своей бедой. Спустя некоторое время, Фауст узнает, что Гретхен попала в тюрьму. Фауст отправляется на помощь своей любимой, не думая о себе. Гретхен отказывается бежать и принимает на себя ее участь. В Фаусте крепнет убеждение, что он, наконец, обрел то, к чему так долго стремился. Переживая, он произносит роковые слова:

Hosted by uCoz